Итак, статья об изменениях в японском обществе, появлении такого понятия как синдзинруй - нового поколения японцев. Прошу любить и жаловать)
Сибуя, Молодежь и Новая Япония
Сейчас Япония столкнулась с первым за всю свою историю конфликтом поколений. Безусловно, изменения происходят. Они даже дали особое имя тем, кто на данный момент моложе 30 лет – shinjinrui (новый вид*). Этот «новый вид» представляет собой нечто большее, чем просто безумные стили одежды и разноцветные волосы. Представители этого поколения нарушают школьные и традиционные правила общественного поведения, отказываются от идеала системы пожизненного найма при шестидневной рабочей недели на благо компании. Многие бросают школу и устраиваются на работу с неполным рабочим днем в обмен на время и свободу. Что действительно их отличает, так это отказ идти по стопам своих родителей или принимать общественное представление о будущем. Все это сигнализирует о культурных изменениях, не только о бунте молодежи.
Большая часть этих изменений не проявляется в открытую или не сильно бросается в глаза. Однако есть пара мест, например Сибуя, где можно столкнуться с самовыражением на публике молодежи, пытающейся найти собственную индивидуальность и право голоса.
Для жителей Западных стран, кто никогда не сталкивался с ориентированной на коллектив культурой Японии, такое явное проявление собственной индивидуальности может показаться им вполне естественным и приемлемым явлением. Это действительно распространенное явление в мире сегодня. Все же культура не изменяется так легко.
читать дальшеНа самом деле, у этой проблемы есть теневая сторона. За последние годы Япония была шокирована ростом числа преступлений, совершенных подростками. Сюда входят и возымевшие сильный общественный резонанс ужасающие случаи преступлений, совершенных учениками начальных школ. Широко распространенными становятся случаи проституции среди учениц средней и старшей школ. Большой процент опрошенных подтверждают, что оказывали сексуальные услуги в обмен на деньги или подарки, также стоит отметить растущий спрос среди бизнесменов старшего возраста, желающих заплатить за секс с молодыми девушками.
Мрачный вид на Сибую зимой
Сибуя – это место, где разворачиваются основные события. Большая часть людей, находящихся в Сибуе в любое время суток, не живут и даже не работают в этом районе. Это конечно не то место, где изменения становятся реальностью, но общественное выражение вводит здесь новые тенденции, которые распространяются в обществе, а затем возвращаются назад.
Сибуя – это конвергенция (сближение) людей и различных видов деятельности. Несколько линий метро сходятся в одной точке, доставляя невообразимое число пассажиров в сердце Токио. Когда они выходят на “Hachiko Crossing” (Перекресток Хатико), они тут же попадают на огромный перекресток, где тысячи людей пересекают улицу на каждый зеленый сигнал светофора. Среди них и бизнесмены, и студенты, и иностранцы, и покупатели и просто зеваки разного возраста и социального положения. Над толпой, на огромных видеоэкранах, покрывающих стены зданий, в различных клипах и рекламах появляются знаменитости и «поп-идолы», хотя довольно сложно провести между ними черту. Внизу на улицах сотни и тысячи молодых людей стараются подражать последним тенденциям в одежде и прическах.
Перекресток Хатико и студенты – радикалы на крыше втобуса “Peace-love Bus”
На индивидуальном уровне, В Сибуе полно людей, которые хотят пересечься с кем-нибудь. Перед входом станции метро есть памятник собаке (той самой Хатико), и это излюбленное место встречи друзей. “Собака” постоянно окружена сотнями ожидающих, разговаривающих, курящих, вцепившихся в сотовые телефоны людей.
Другие пытаются найти связь с публикой. Они приходят на Сибую ради того чтобы быть услышанными и увиденными. Здесь всегда есть стандартный набор прилизанных парней в солнцезащитных очках и женщин с сумками Luis Vuitton, но это только начало.
Уличные артисты собираются недалеко от входа в метро. Во время одного из моих недавних посещений Сибуи здесь выступал странный молодой парень. У него в ногах стоял бум-бокс, наигрывающий ритм, а сам парень пел монотонным, безжизненным голосом. Периодически он вяло поднимал руку, сжатую в кулак (как будто бы это отнимало у него много энергии) и слегка потрясал кулаком (его голос нисколечко не менялся). Небольшая толпа, что ненадолго остановилась вокруг него, была очень озадачена. В какой-то момент он даже в замедленном действии повторил позу Элвиса Пресли. Думаю, он станет достаточно известным, если будет продолжать в том же духе. Здесь такое в природе вещей. Другая группа, которая была бы лучше в музыкальном плане и гораздо оживленнее, попросту будет забыта.
Уличный артист слабо потрясает кулаком, и люди, ожидающие своих друзей о «Собаки»
В другой день здесь были студенты-радикалы. Они сидели в вручную раскрашенном “Peace, Love” автобусе, припаркованном на углу. Молодые люди, стоя на крыше автобуса, передавали друг другу мегафон, выражая свой протест против войны и терроризма. Я еще плохо знаю японский, так что я понял лишь "Boosh...Boosh...Boosh." Остается лишь гадать, действительно ли они придерживаются этих взглядов, или же просто наслаждаются представлением.
Наконец, данный район Токио хорошо известен девушками, которые приходят сюда по последнему слову моды Сибуи (есть даже журнал, посвященный им). Два года назад, Сибуя был заполонен ganguro (“черными девушками”)**. Они были либо чересчур загорелыми, либо перед выходом намазывались лосьоном, имитирующим загар. Они были действительно черными. Сверх этого, они использовали бледный блеск для губ и тени для глаз и ходили на примерно 30 см. платформе (12 дюймов). (Некоторые даже получили травмы в результате падения с такой платформы). К счастью, такая мода быстро ушла, хотя девушки с Сибуи до сих пор сильно загорелые (и у них есть признаки преждевременного старения).
Девушки Сибуи, страстно жаждущие внимания со стороны публики и фотографов
Эти девушки неизбежно привлекают внимание фотографов. Кто-то готовит видеосюжет для телевизионного шоу, кто-то работает над серьезным документальным фильмом, но большинство все же просто хотят заполучить фото распущенной девушки. В любом случае, девушки ничего не делают, лишь зависают возле рекламных щитов с надписью “Cameras here!”.
Сибуя, как и любое другое популярное место скопления народа, как на территории Японии, так и за ее пределами, олицетворяет поколение, которое пытается взять под контроль собственную жизнь – самостоятельно выбирая цвет волос, одежду, делая громкие публичные заявления и бросая вызов нормам поведения. Все это действо выглядит как бурно разрастающийся постмодернистский карнавал, беспокойный и полный жизни (лишь слегка темный кое-где). Однако молодежь, в большинстве своем, обычно гораздо в меньшей степени радикально настроена и в большей степени вводит других в заблуждения, сама того не осознавая. На сцене есть и другие влиятельные игроки.
Несмотря на мятежный и революционный подтекст, Сибуя в большей степени является громадным рыночным механизмом, и молодые японцы, возможно - непосредственными потребителями (у них есть время, деньги родителей, и ощущение, что индивидуальность и свобода – предмет потребления (такая установка, скорее всего, пришла из США). Они предоставляют энергию, и рынок предоставляет им выбор. Что Вы обычно делаете в Сибуе? Вы смотрите, совершаете покупки, едите. Затем Вы возвращаетесь домой и покупаете те бренды, что увидели там. В стране храмов Сибуя – это храм покупок. Идолы на видеоэкранах. Музыка воодушевляет. Предложения принимаются. Здесь даже есть своя «храмовая проституция», что печально конечно.
Красочное место дикого шопинга и пара, тратящая деньги на дизайнерские прически и сумки
Кстати, когда Starbucks*** пришел в Японию, он сделал мудрый шаг. Его открыли в аккурат в центре Сибуи, прямо на перекрестке Хатико. Сегодня Starbucks в Японии уже практически такой же вездесущий, как и в США.
Starbucks в центре Сибуи
И все же карнавал/храм/революция может быть лишь отвлекающим маневром. Япония медленно меняется, сложно ожидать, что эти изменения произойдут лишь за одно поколение. Вне Сибуи молодые люди до сих пор сталкиваются с перспективой работы в компании (для мужчин), и жизни одинокой домохозяйки с детьми (для женщин). Им еще предстоит стать свидетелями реформирования системы образования. У них нет голоса в правительстве. Многие зависят от денег своих родителей, или заняты на временной работе, или же оказывают сексуальные услуги. Ни одна из таких альтернатив не имеет великого будущего.
Родители молодежи, их бабушки и дедушки подняли нацию на ноги после опустошительной войны и совершили «экономическое чудо» посредством невообразимого труда и самопожертвования. Они подняли Японию в первые ряды современного мира. Это история Японии за последние 50 лет.
И какова же история нынешнего поколения? Они стали получателями громадного благосостояния. Они получили все, чего не было у предыдущих поколений. У их будущего великий потенциал. Но они растут на земле, которая уже заплатила свою цену.
Япония поплатилась и своими традициями, и своей национально-культурной спецификой за свою спешку в современность. Хотя Вы можете наблюдать изобилие религии и ритуалов, большинство японцев уже не верят в высшие силы или в Бога. Они верят лишь в себя (хотя это конечно спорный момент, исходя из того, что я написал выше). За последние 50 лет Япония занимала лидирующее место по количеству самоубийств.
Наконец, данное поколение так же называют «поколением, оставшимся без отцов». Не из-за большого количества разводов или семей с одним родителем. В японских компаниях от мужчин ожидается работа в течение шести дней в неделю. И хотя официально рабочая неделя составляет пять дней из семи, для японских мужчин вполне естественно уходить на работу в 7 утра и возвращаться домой в 10 вечера, и многие даже работают по выходным. В результате, большинство детей видят своих отцов крайне редко.
Дети, которые растут без родителей, борются с проблемами, касающимися индивидуальности, предназначения и достоинства. Проблема не в том, что матери не могут помочь детям в данных вопросах, но роль отца все же важна. Когда в данных вопросах человеку не хватает силы характера, подростки обращаются к неповиновению (ради идентичности), сексуальным приключениям (ради любви), группировкам и сектам (ради власти и чувства принадлежности), и выдуманному миру (ради лучшей реальности).
Что касается будущего, и “новой Японии”, многие думают, что изменения неизбежны. Как долго японское общество еще протянет без фундаментальных реформ в системе образования и корпоративной культуры? Многие граждане и занятые в правительстве люди видят необходимость перемен, но система слишком долгое время сопротивлялась каким-либо изменениям. Пока не понятно, сможет ли “постмодернистское“ общество уйти от системы и создать “новую Японию” или нет.
Постмодернистская культура (которая, возможно, более реальна в Японии, нежели в США) похожа на карнавал на палубе корабля. Существует большое разнообразие в роде занятий; люди перемещаются во всех направлениях; но корабль сам по себе дрейфует. Чтобы вести судно, нужно найти горизонт, ну или любую другую точку отсчета относительно которой можно было бы править кораблем.
Горизонт может являться обычным сюжетом развития страны. На протяжении всей мировой истории у преобразующихся историй (отдельных стран) всегда были свои достоинства и недостатки. Япония до сих пор оправляется от национальной истории, от которой она отказалась после Второй мировой войны. Сейчас молодые люди Японии должны найти сюжет развития, заслуживающий веры; тот, которого будет достаточно для изменения их мира; и, надо надеяться, историю, которая окажется правильной. Тогда они смогут ответить на такие сложные вопросы, как кто они, для чего они здесь, и ради чего стоит жить.
Автор статьи: Andy Gray
сама статья
Примечания
читать дальше*Перевод на русский примерен, поскольку на русском эквивалента мною не было найдено; а в работах англоязычных авторов используются такие понятия, как раса, и народ и тип для обозначения этого японского понятия. Новая нация тоже используется. А если переводить дословно с японского по иероглифам, то получается – новый вид людей.
Shinjinrui – поколение, родившееся в начале 1970х, выросшее в 1970-80х гг. в богатом, могущественном, влиятельном, высокомерном обществе Японии. Это поколение жаждет лишь наслаждаться благами общества, богатства, оно выросло уже после эпохи послевоенного восстановления и жертв. Термин появился в 1985г. (в журнале «Асахи Симбун»). (Paul A. Herbig, Pat Borstorff, "Japan's Shinjinrui: the new breed". 1995)
** Гангуро (яп. 顔黒 или ガンガン黒 чёрное лицо по мнению исследователей и исключительно чёрный по мнению гангуро) — направление в моде гяру. Гангуро появились в 1990-тых годах и сразу начали сильно дистанцироваться от традиционных взглядов на японскую женщину. Основными их чертами является глубокий загар, осветлённые волосы (от просто светлых до серебристых) и яркая одежда. Как и у большинства японских субкультур, у гангуро популярна обувь на большой подошве.
ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D0%BD%D0%B3%...
*** Starbucks (произносится «Ста́рбакс») — американская компания по продаже кофе и одноимённая сеть кофеен. Управляющая компания — Starbucks Corporation. Starbucks является самой крупной кофейной компанией в мире, с сетью кофеен более 17 тыс. в 50 странах, в том числе более 11 тыс. в США, более 1 тыс. в Канаде, и более 700 в Великобритании (на март 2011 года). Starbucks продает эспрессо, другие горячие и холодные напитки, кофе, горячие и холодные сэндвичи, пирожные, закуски и такие предметы, как кружки и стаканы. Штаб-квартира компании — в Сиэтле, штат Вашингтон.
АПД: спасибо Дайске за вычитку))))